Возможна ли монополизация канцелярской отрасли: мнение участника рынка

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Комментирует участник «Канц.клуба», директор ТД «Аванти» (г. Барнаул) Роман Юдин

На прошлой неделе стало известно, что у выставки «Скрепка Экспо» изменился состав учредителей. В него вошли крупнейшие компании-производители и дистрибьюторы. Участники канцелярского рынка прокомментировали это событие, давая прогнозы на развитие отрасли и ещё будут вот в этом разделе. А накануне своим мнением поделился директор ТД «Аванти» (г. Барнаул) Роман Юдин. Он размышляет о том, насколько возможна монополизация отрасли.

Где-то в середине нулевых, если верить справочнику 2ГИС, в нашем 700-тысячном городе было всего 15–20 компаний, продающих канцелярские товары. <…> Приход федеральных продуктовых сетей в город ознаменовал собой эру демпинга, в том числе и в сегменте канцелярских товаров. Так, первый гипермаркет «Лента» не только выставил канцелярию целым отделом, но и продавал маячковые товары по смешным ценам. Можно было купить бумагу Ballet Classic гораздо дешевле, чем предлагали дистрибьюторы. Следом и другие продуктовые сети начали выставлять на своих полках канцелярские товары, усиливая категории в период школьного сезона продаж.

Росла конкуренция, росло количество участников розничного рынка. Сейчас канцелярские товары можно купить абсолютно везде.

«Хорошо это или плохо? Для потребителя — просто отлично, ведь ему есть, из чего выбирать. Потребитель может подобрать себе товар по любому бюджету. Потребителю не нужно больше ехать далеко, ведь товар можно купить недалеко от дома.

В то же время Роман Юдин отмечает, что розничные продуктовые сетевые гиганты вроде «Магнита» и «Пятёрочки», когда-то вытеснившие небольшие магазины и так же имеющие в своём ассортименте канцтовары, оказались не таким безусловным благом для потенциальных покупателей.   

В погоне за прибылью сеть требует определённые условия от поставщика. Чтобы удовлетворить эти условия (финансовые, чаще всего), поставщик/производитель идёт на определённые уступки в ущерб качественной составляющей продукта. И теперь, чтобы купить всё то, что мне нужно, и того качества, которое меня устроит, приходится по пути домой делать лишних пару километров круг по разным магазинам и рынку. А это оказывается совсем не экономно и по времени, и по деньгам. 

Ситуацию в канцелярской отрасли Роман Юдин оценивает как непростую. 

Огромное количество игроков, демпинг торговых сетей, игры поставщиков с ценами на маркетплейсах создают предпосылки для возникновения единой, централизованно контролируемой торговой сети с единой матрицей. Неслучайно ряд крупных производителей и поставщиков объединились под флагом выставки, забыв о разногласиях (речь о выставке «Скрепка Экспо» — прим. ред.). 
В ближайшем будущем вполне возможно исчезновение независимых продавцов канцелярских товаров либо трансформация их во что-то, совмещающее канцтовары с некими другими группами товаров или видами деятельности. Рынок наш, увы, не резиновый и место под солнцем становится всё дороже и дороже. Федеральные игроки вытесняли, как могли, региональный опт. Теперь же борьба развернулась за розничные каналы сбыта. Неслучайно ряд крупных производителей и поставщиков объединились под флагом выставки, забыв о разногласиях. И теперь, судя по всему, их задача — остаться самостоятельными и независимыми игроками; предложить конечному продавцу более привлекательные условия, чем у федеральных оппонентов. И уже от поведения производителей и поставщиков зависит, примет ли рынок канцелярских товаров форму монополии или нет.

Мнение Романа Белопухова, главного редактора независимого интернет-издания про канцтовары и бумагу «Сегмент.ру»

«Слушайте, я не верю в монополизацию канцелярского рынка. На мой взгляд, задача любой компании — стать лидером рынка, закрыть всех конкурентов, извлекать прибыль любыми возможными способами. Можно сколько угодно говорить о принципах, достоинстве и чести, красивом поведении на рынке. Вот только выплачивать зарплату сотрудникам, оплачивать аренду офисов и складов, а на вырученную прибыль строить третий замок конкуренты не будут.

В этом свете поведение неких компаний, не буду показывать пальцем, например проникновение во все каналы сбыта: розницу, опт, корпоратив, маркетплейсы, тендерные поставки, да ещё и в производство, — выглядит вполне логичным. Как и попытки выдавить конкурентов с рынка и остаться единственным поставщиком на всех уровнях. То есть желание доминировать в природе вещей, тут далеко ходить не надо: взгляните на человечество — доминирующий вид на планете, перестраивающий её под свои нужды, тихонечко уничтожающий другие виды нечаянно или специально.

А не верю я в монополизацию канцелярского рынка вот почему. Компаний много: зарубежные и отечественные производители, оптовики федерального и регионального уровня, уникальная розница. Я надеюсь, что каждый из них хочет стать единственным и неповторимым доминантом на рынке или канале, а иначе его вытеснит тот, кто хочет им быть. То есть выходит, что одна, пусть даже крупная компания среди всего этого многообразия других, в том числе не менее крупных компаний, пытается всех победить. Но ведь и другие компании хотят того же. А иначе зачем это всё? Так и будет продолжаться: то жёлто-чёрная компания будет пытаться одержать верх, то бело-красная, то бело-синяя, то зелёная с белым. Но ведь это рынок, так и должно быть.

Другое дело, чем ответят конкуренты разных уровней на вызовы времени и компании: объединятся, чтобы потом разобраться между собой, купят конкурентов и производителей, чтобы стать ещё больше, пойдут в другие отрасли, смежные например, или заведут себе «Тик-ток» с «Инстаграмом» на пару, мало ли.

И ещё момент. Когда доминирующий вид на корню изведёт остальные, ему банально нечего будет есть и он погибнет от голода в одиночестве».

Источник: kanz.club Фото: stockup.sitebuilderreport.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.