Уволить генерального директора?
Не важно, что у собственника успешный бизнес, яхта в Монако и ВНЖ в Испании, а у генерального – «трешка» в Южном Бутове и кредитный BMW. Надо относиться к наемному руководителю как к профессионалу, дать ему спокойно работать и не спешить выставлять за дверь

![]() |
|
Как стало известно на днях, юная компания «Добролет» сменила генерального директора еще раньше, чем успела продать первый билет на свой первый рейс. Слухи вокруг этого увольнения ходят разные, и истинную причину мы вряд ли узнаем. Но это хороший повод обратить внимание на старинную русскую забаву «уволь топ-менеджера».
Российские собственники действительно любят это делать – увольнять топ-менеджеров. Только за последние три года я видел не менее десяти компаний, сменивших за три года более чем двух директоров. Обычно их увольнение объясняется «неэффективностью». Конечно, далеко не все генеральные директора эффективны, честны и result-oriented. Однако большинство собственников, принимая решение об увольнении очередного директора, как правило, совершают ряд типичных ошибок.
– Если собственник увольняет генерального директора, это в первую очередь его собственный провал. Либо он нанял не того человека, либо не сумел правильно выстроить с ним отношения. Собственники вообще редко понимают, что в тот момент, как они передают бразды правления наемному сотруднику, у них появляется новая работа – управлять топ-менеджером. А это новая специальность, которой большинство из них не владеет. Создавать бизнес самому и управлять тем, кто делает это за тебя, – совершенно разные задачи. Для управления топами им нужны новые компетенции, новый опыт, новые знания. Но большинство владельцев бизнеса в России к моменту отхода от оперативного управления становятся слишком великими, чтобы учиться.
– Директор (или, по крайней мере, правильно подобранный директор) – это человек, как минимум, с такими же компетенциями, как у создателя бизнеса, а в идеале с более сильными. В противном случае какой толк его нанимать? Как он будет развивать ваш бизнес, если он слабее вас? Но если он компетентен, то, вероятнее всего, он не менее честолюбив и горд, чем вы сами. И то, что он не открыл свое дело, не значит, что он глупее вас. Это означает, что обращаться с ним нужно, как минимум, вежливо. Я за десять с лишком лет работы наемным генеральным директором насмотрелся на разных собственников, но людей деликатных среди них было мало.
Предприниматель должен быть в хорошем смысле эгоцентриком, иначе успешную компанию не построишь, но это качество плохо комбинируется с управлением высококвалифицированными сотрудниками. В худшем случае владельцы разговаривают с директором как с денщиком, в лучшем – как с туповатым и вороватым недорослем. Но если вы так разговариваете с директором, то будьте готовы к тому, что работать у вас согласится только тот, кто готов это терпеть, – то есть туповатый, вороватый недоросль.
– Подпункт предыдущего пункта: если вы не будете доверять директору, а, напротив, станете требовать согласований даже в мелочах, совать нос в его дела, то не ждите, что на вас будет работать мотивированный, «самонаводящийся» и эффективный специалист. Специалист и без вас знает, что нужно делать.
– Часто собственники увольняют даже слабых директоров слишком поздно, когда уже нужно не исправлять, а спасать. У меня нет статистики, но уверен, что на 2009-й, через год после начала кризиса, увольнения «генералов» приняли массовый характер. Объясняется это просто: до 2008 года в экономике и в бизнесе все колосилось само, и генеральных никто не трогал, рост рынка ошибочно принимался за их успехи. В 2008-м их не увольняли потому, что хотели их руками сократить штат, да и просто боялись резких перемен. Решились собственники в 2009-м, когда многие компании уже едва держались на ногах, зато потом мода на быстрые увольнения вошла в моду, по причинам, о которых ниже.
– Ицхак Адизес писал, что часто собственнику нужен «тот, кто поднимет в воздух его подводную лодку». Уволив предыдущего директора «за неэффективность» (то есть бизнес если и не лежит в руинах, то уж точно не в тop-100 Forbes), собственник ждет, что при новом руководителе уже месяца через три-четыре его компания грянется оземь и обернется «Газпромом» или «Магнитом». Собственников мало занимают такие мелочи, как вход нового директора в курс дела, наведение порядка в хаотичной отчетности, смена команды. Им хочется, чтобы прибыль взмыла ввысь немедленно и не снижала темпов. Они визионеры (благодаря чему и стали предпринимателями), то есть видят картинку возможного будущего чуть лучше простых смертных. Обратная сторона этого свойства – нетерпеливость. Собственник в своих мыслях видит, как его компания процветает с новым директором, и ему хочется, чтобы это случилось в реальности как можно быстрее. А если этого не случается быстро, он выбрасывает директора, как ребенок надоевшую игрушку, и заводит себе нового. Затем история повторяется. Из своего горького опыта: категорически не советую идти на пост гендиректора в компанию, где до этого сменилось несколько генеральных.
– Собственники считают выплату генеральным директорам зарплаты высшей формой их психологической мотивации. Им редко приходит в голову, что директор – тоже живой человек, а доброе слово и кошке приятно. Им кажется, что субъект с такой зарплатой должен быть выкован из стали, а фразы типа «если ты такой умный, то почему ты у меня работаешь, а не я у тебя» воспринимать с юмором и пониманием. Никогда не забуду лицо собственника, которому посоветовали иногда говорить своему наемному директору «спасибо» и «молодец», – как у курсистки, получившей в высшей степени непристойное предложение.
Задача руководителя любого уровня заключается в том, чтобы нанять на работу нужного человека / четко сформулировать ему его задачи, обязанности и полномочия / обеспечить его необходимыми ресурсами для выполнения задач / создать для него мотивацию, как денежную, так и нематериальную / контролировать его работу таким образом, чтобы быть в курсе нужных вещей, но не разрушить мотивацию чрезмерной опекой.
И не играет роли, кем вы командуете – своим ассистентом или «Норильским никелем»; по сути, задачи одни и те же. Для генерального директора руководитель – собственник, и если собственник хочет, чтобы его директор работал эффективно, ему нужно тоже делать эту работу. И не имеет значения, что у собственника за плечами один или несколько успешных бизнесов, яхта в Монако и вид на жительство в Испании, а у генерального – «трешка» в Южном Бутове и кредитный BMW. Так устроена жизнь. Но многим российским предпринимателям еще до этого понимания далеко.
Комментарии (0)
Правила ›