Руслан Томилин. Канцтовары — очень устойчивая категория потребления
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Итоги 2021-го и умеренный оптимизм по поводу будущего

1 сентября 2022 года в школу пойдут 2 млн первоклассников. Это самый большой показатель за последние и последующие 10 лет в России. И все они должны чем-то писать, в чём-то носить свои тетради и учебники. «Мы работаем на очень устойчивом рынке», — сказал Руслан Томилин («Рельеф-Центр») на конференции «Канцелярский инсайт — 2022». Он подвёл итоги прошлого года и выразил умеренный оптимизм по поводу ближайшего будущего отрасли. Редакция «Сегмент.ру» записала самое важное.
Итоги 2021 года
Мы оцениваем прошлый год как рост в деньгах порядка 22-25 %. При этом понятно, что этот рост в большей степени был обеспечен инфляцией, которая составила более 20 % по сравнению с 2020 годом и свыше 30 % — по отношению к 2019-му.
Есть группы, которые выросли очень сильно:
- мягкий пластик — 40 %,
- цветные карандаши — 12 %,
- тетради — 15 % (на 12 листов — 20 %).
Рост в штуках — в пределах 5 %.
Для всех очевидно, что мы будем находиться в этом инфляционном росте достаточно долго.

Продажи по категориям и каналам
На протяжении пяти лет спрос на ручки примерно стабильный. Но сильно падает средняя стоимость ручки — она снизилась на 30 %, притом что ввоз увеличился на 50 %.
По цветным карандашам очень хороший рост. Он связан с маркетплейсами. Отмечается рост покупательского спроса на рисование.
Ещё одна большая тенденция — выпрямление продаж. Производитель — магазин/маркетплейс. Все, кто мог продавать на маркетплейсе прямую, уже там.
Традиционная розница: рост 15 % к 2020 году. При росте рынка на 20-25 % теряет долю, но всё ещё самый значимый канал.
Мы находимся в эпицентре смены парадигм. Раньше все любили закупаться в сетях, теперь ситуация меняется.
В 2021 году российский рынок e-commerсe вырос на 44 %. По канцтоварам рост 50+ %, но есть особенности в ассортименте.
Fix Price как продавец канцтоваров
В 2021 году Fix Price продал канцелярских товаров на 11,7 млрд рублей, продемонстрировав рост в этом показателе 20 % к 2020 году и 45 % к 2019-му. Под данным «Ромира», это 10 % доли российского рынка. Fix Price не продаёт все категории, которые есть на канцелярском рынке, а в тех, которые продаёт, доля рынка доходит до 20 %.
Моя личная точка зрения: всегда есть люди, которые ищут дешевле. Для них принципиально купить не какой-то определённый продукт, а купить дешёвый продукт. Они мигрируют. И сейчас они массово топают в Fix Price.
Практически все находятся в хорошей финансовой форме, неплохо выросли в прошлом году, оптимизировали расходы. Насчёт того, что будет происходить дальше, я умеренно оптимистичен: все предыдущие кризисы сильно на нашем товаре не сказывались. Потребление должно сохраниться примерно на том же самом уровне.
Представленные данные прокомментировали другие участники дискуссии.

Что касается итогов прошлого года, то мы со своей стороны можем подтвердить практически все цифры, которые Руслан обозначил. Мы выросли на 23-24 %. Для нас это было очень позитивно, потому что у нас рост сильно превысил инфляционный. Мы на российские товары цены практически не поднимали, только на азиатскую часть. Все тренды очевидны. Это реалии, и к ним надо приспосабливаться.

Напомним, что редакция «Сегмента» собрала самые важные темы и слова спикеров конференции «Канцелярский инсайт — 2022» в одном материале.Наша отрасль была немного в стороне от потрясений. Школьников собирали в школу, офисы заказывали товары. Это говорит о том, что всё будет достаточно стабильно, а с другой — что сама по себе отрасль адаптивна к всем внешним факторам, которые возникают. Текущую ситуацию нужно рассматривать именно так. Закроют Европу — я думаю, поставки из Китая не остановятся. Наша задача как оптовика — видеть эти проблемы, искать пути решения и предлагать рынку лучшее. Я уверен, что активность наших партнёров позволит преодолеть все эти проблемы.
Подробнее:
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›