Отчего покосились наши избушки?
Автор новости / ньюсмейкер Архангельский ЦБК
Unipack.Ru предлагает вниманию читателей интервью с Алексеем Дьяченко, директором по продажам и маркетингу «Архангельского ЦБК», в котором высказывается видение современной ситуации на рынке тарных картонов и складных коробок.

- Архангельский ЦБК является одним из ведущих европейских лесохимических предприятий, а также крупнейшим производителем тарного картона и одним из лидеров по производству целлюлозы в России. Как чувствует себя предприятие в настоящий момент, когда вся экономика страны чувствует себя неважно?
- Да, ОАО «Архангельский ЦБК» является крупнейшим производителем тарного картона в России, а также одним из крупных производителей целлюлозы. Наша доля на рынке тарного картона по итогам 2013 года составляет 15 %. Предприятие чувствует себя хорошо, производство работает стабильно, проект модернизации картонного производства идет полным ходом, и его первый этап – новый завод полуцеллюлозы – будет завершен к концу этого года. Кроме этого, мы закончим в этом году и другие проекты – новую промывную установку на производстве целлюлозы, новый многотопливный котел-утилизатор для совместного сжигания осадков сточных вод и коры Metso. Конечно, не все происходит без проблем, и 2014 год будет однозначно сложнее предыдущего. Несколько предприятий в отрасли в последнее время обанкротились, некоторые остановили производство. Может показаться, что такое положение характерно для всех предприятий ЦБП, однако это не так. Многие предприятия, в том числе и мы, уверенно работают и банкротиться не собираются.
- Решение каких проблем в экономике страны в целом Архангельский ЦБК считает первостепенным делом?
- Я могу сказать только лично от себя, не от имени комбината, и не о всей экономике, а о промышленности. На мой взгляд, основными проблемами промышленности России являются ее низкая эффективность (низкая производительность труда), отсутствие собственных технологий и любого развития в этом направлении.
- Какой Вы видите ситуацию на рынке тарных картонов и складных картонных коробок?
- На рынке тарных картонов ситуация не очень простая. Последние годы шла тенденция постепенного замещения целлюлозных картонов на макулатурные. Мощности по макулатурным картонам в России растут. По итогам 2013 года, доля макулатурных картонов (чисто макулатурных и изготовленных с использованием макулатуры) в российском потреблении составила 61 %, или 2649 тыс. тонн из 4809 тыс. тонн общего объема потребления. На мой взгляд, доли целлюлозных и макулатурных картонов в России должны стабилизироваться примерно на этом уровне – 40 % целлюлозных к 60 % макулатурных. Что касается рынка гофроупаковки, то производственные мощности сильно превышают спрос – примерно на 20-25%. И продолжается их наращивание. В ситуации высокой конкуренции снижаются цены на гофроупаковку. Плюс рынок последние несколько лет растет очень медленно – от 0 до 3% в год. В конце концов, такая ситуация приведет к уходу с рынка наиболее слабых компаний, а также к консолидации этой отрасли – укрупнению участников этого рынка.
- Архангельский ЦБК можно отнести к монополистам сырья для упаковочной индустрии. Есть мнения, что монополизм мешает развитию здоровой конкуренции на российском рынке. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Я понял, о чем вы говорите, я читал высказывания некоторых участников рынка на этот счет. Они, на мой взгляд, в большей степени показывают желание представить нас монополистами, чем отражают реальность. Если вспоминать закон «О защите конкуренции», то ни один из целлюлозно-бумажных комбинатов, производящих тарные картоны (и мы в том числе), антимонопольными органами не признан предприятием, занимающим доминирующее положение на рынке. И по сути этого закона, им не является.
Когда мы отправляем нашу продукцию вагоном к какому-нибудь покупателю, то нам никто, кроме РЖД, не может оказать услуги по его доставке. Вот это – монополизм.
На российском рынке тарных картонов есть несколько производителей целлюлозного сырья – есть крупные, есть поменьше. Есть много производителей макулатурных картонов, которыми можно замещать целлюлозные. Кроме этого, никто не мешает купить целлюлозный картон в Европе – в Финляндии, в Швеции. Привезти из Канады. Пожалуйста. Это, конечно, несколько дороже – из-за наличия пошлины и высоких транспортных расходов. Но все равно такая ситуация – не монополизм. Мой уважаемый коллега хочет представить нас монополистами, и мне кажется, причины здесь в следующем.
Давайте посмотрим на рынок гофроупаковки – это высококонкурентный рынок, со множеством игроков, с большими незагруженными мощностями. Мы никак не мешаем и не ограничиваем конкуренцию на нем, да и никак не смогли бы этого сделать. Гофропроизводители страдают из-за чрезмерной конкуренции, так как падают цены на гофроящики, из-за этого у всех ухудшаются экономические показатели, все работают без прибыли, некоторые даже в убыток. И проблема гофропроизводителя в этом, а не в нашем «монополизме». И не в том, что цены в России на целлюлозные картоны сложились такими, а в экспорте они ниже. Как говорится в одной нашей северной народной присказке: «Не от того наши избушки покосились».
И я понимаю, когда возникает желание решить эти проблемы, пытаясь разными средствами снизить цены на сырье, в том числе обвиняя нас в монополизме и злоупотреблениях.
Авторы: Михаил Бредис, главный редактор Unipack.Ru
Олег Савин, Руководитель информационного отдела Unipack.Ru
Новости
Все новости ›Поставщик «Архангельского ЦБК» сажает лес
20 окт 2020
Архангельский ЦБК подвёл итоги фотоконкурса
14 окт 2020
09 окт 2020
Комментарии (0)
Правила ›