Наталья Высоцкова. Эмоциональное выгорание сотрудников
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Техники самопомощи

В 2022 году эмоциональное выгорание стало массовым среди сотрудников российских компаний. Если в пандемийный 2020-й речь шла о 39 % работников с потерей интереса к своему делу, то в середине прошлого года этот показатель превысил половину. В сфере ретейла чаще всего эмоциональное выгорание характерно для менеджеров по продажам и руководителей компаний.
Каковы симптомы эмоционального выгорания, кто в группе риска, каковы методы профилактики, на «Зимней Канцференции», которая проходила 3–6 февраля 2023 года в Москве, рассказала Наталья Высоцкова, заместитель генерального директора группы компаний «Терминал», коммерческий директор компании «Терминал Дизайн Групп». Приводим основную информацию из её выступления.
Что такое эмоциональное выгорание
Эмоциональное выгорание — это синдром как результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолён (Международная классификация болезней ВОЗ).
Эмоциональное выгорание характеризуется следующими признаками:
- ощущение мотивационного или физического истощения,
- нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям,
- снижение работоспособности.
Эмоциональное выгорание, в отличие от физического, заразно. Запущенное состояние может перейти в депрессию, от которой в мире уже страдает более 300 миллионов человек (ВОЗ). Эта проблема ежегодно обходится экономике в 1 триллион долларов. Производительность сотрудника, находящегося в депрессии, падает в 4 раза.
Кто в зоне риска
- Трудоголики.
- Новички в компании или в профессии.
- Те, кто занимается нелюбимым делом.
- «Переросшие» свою должность сотрудники, которые могут и хотят большего.
- Сотрудники, испытывающие прессинг и необходимость постоянно доказывать свои профессиональные возможности конкурентам.
- Работающие по профессиям, требующим значительной «эмоциональной включённости»: врачи, учителя, руководители, менеджеры, продавцы.
- Тот, кто не может удовлетворить свои потребности и ценности в условиях данного рабочего места.
- Необщительные люди, люди с низкой самооценкой или «синдромом отличника».
В 2020 году, когда была пандемия, каждый третий россиянин испытывал симптомы депрессивного расстройства. А сейчас это всё усугубилось изменениями в геополитической ситуации. Крупные компании сегодня используют искусственный интеллект, который анализирует посты сотрудников в соцсетях, выявляют негативные высказывания с оттенками агрессии, чтобы предвосхитить влияние на компанию таких состояний.
Каковы признаки эмоционального выгорания
- Резкая смена настроения и поведения.
- Быстро устаёт и мало двигается.
- Часто проявляет тревожность и обеспокоенность.
- Производительность падает, дедлайны срываются.
- Пропускает рабочие дни, приходит невыспавшимся, измождённым.
- Видит проблемы только в себе (чувство вины и стыда).
- Всё не имеет смысла, решения нет, всё бесполезно.
- Снижается способность искать новые решения, ты в тупике.
Как помочь сотрудникам
- Беседы для выяснения — что именно беспокоит?
- Если слишком большая нагрузка — перераспределить задачи между сотрудниками.
- Если работа стала неинтересна, нет мотивации — новые задачи, обучение, перевод на другую позицию.
Как не допустить эмоциональное выгорание у лидера команды
Собственники и руководители бизнеса ещё больше подвержены риску эмоционального выгорания, потому что впридачу ко всему испытывают давление постоянных расходов (аренда, з/платы, кредиты). Не допустить упаднических настроений и не дать развиться им в депрессию помогут следующие рекомендации.
Гибкость в состоянии неопределённости
Иногда бывает, что ты вообще не понимаешь, как действовать в этой ситуации. Любое решение лучше любого «нерешения». Начните делать что-то, что вы видите в ближайшем горизонте. Вы пройдёте определённое расстояние — у вас откроется другая перспектива. Пока вы будете что-то делать, тревожность и паника будут уходить.
Понимание цикличности: всё проходит, и это пройдёт
Эти состояния не длятся вечно, они всё равно заканчиваются. Если вы руководитель, вы не можете постоянно «вдыхать» — нужно и «выдыхать». Если в какой-то момент вы понимаете, что выбранная цель недостижима, — отложите принятие решений, отрабатывайте текущие рабочие процессы и вернитесь к этому, когда это состояние уйдёт.
Управленец, лидер — самый ценный ресурс
Вы ориентир для команды и источник вдохновения, и если вы сломаетесь от стресса и переработок, это обойдётся компании дороже, чем несколько дней вашего отдыха. Выделите себе хотя бы день. А лучше неделю. Не надо преодолевать себя.
Постоянно прислушивайтесь к себе
Если тело хочет потренироваться, идите в спортзал, если хочется пересмотреть «Гарри Поттера» — тренируйтесь, пересматривайте. Позволяйте себе это делать, если верите, что это поможет, даже если разум скажет, что это «неэффективно» и «бесполезная трата времени».
Вы не несёте 100%-ной ответственности за других людей
Это как в той истории про самолёт: сначала надеваешь дыхательную маску на себя, потом на ребёнка.
Когда обычная усталость перетекает в заболевание
Лёгкая стадия: нарушение сна, раздражительность после стресса и перенапряжения. Ситуация стабилизируется — симптомы уходят. Такие периоды бывают у всех. Если вы ничего не предпринимаете, эти симптомы переходят в хронический стресс.
1-я стадия эмоционального выгорания: завышенные требования к себе, перегруженность, нехватка времени.
2-я стадия эмоционального выгорания: физическое и эмоциональное истощение.
3-я стадия эмоционального выгорания: равнодушие к работе, трудовой дисциплине.
4-я стадия эмоционального выгорания: усиление симптомов, переход в депрессию.

Как себе помочь
Поддерживайте ресурсное состояние (физический, эмоциональный, интеллектуальный отдых).
Развивайте в себе позитивное мышление. Может помочь прочитанная книга, фильм, концерт, любая активность (творческая, спортивная, культурная), в которую вы погрузились с головой и потеряли счёт времени.
Избегайте в своей речи и в своём сознании того, что разделяет, сравнивает, тормозит, замыкает, оказывает сопротивление, загоняет в угол, затрудняет. Способствуйте всему, что раскрывает, объединяет, соединяет, помогает, предлагает, стимулирует, облегчает.
Замените «блокирующие» эмоции (страх) на развивающие (интерес). Слова «должен» и «надо» замените на «нужно», «попробую» и «хочу»: «Я должен продать это за 100 рублей, или я неудачник!» — «А попробую-ка я продать это за 100 рублей!».
Освойте дыхательные упражнения и медитацию. Медитация очень помогает успокоить сознание, это гигиена ума, возможность переключиться.
Практикуйте динамическую медитацию или осознанное наблюдение (через 5 органов чувств). Где ваши мысли — там ваша энергия. Ищите вокруг то, что может вас порадовать: посмотрите на закат, потрогайте приятную ткань, сходите на массаж, включите любимую музыку. Со временем вы научитесь замечать красоту в деталях.
Тренируйте умение оставаться «в моменте» через:
- освобождение от страхов. Будущего нет — это то, что не произошло. А если что-то даже не произошло, то его нет по определению;
- отпускание прошлого. Прошлое — это то, что прошло. Существует только настоящее, которое постоянно меняется. То, каким мы помним настоящее, является нашим прошлым. Наши представления о том, как изменится настоящее, мы называем будущим.
Учитесь принимать ласку, утешение, социальную поддержку.
Развивайте безусловную любовь к себе: люблю, прощаю, принимаю, благодарю себя.
Важно помнить, что агрессия даёт временное облегчение, но она не решает проблему. Каждое утро я выполняю упражнение, в котором рассказываю, как я себе благодарна, и заряжаю себя этим на день.
Материалы по теме
Очерк Романа Белопухова о «Зимней канцференции — 2023»
Илья Суворов. Как разрабатывать и внедрять скрипты продаж
Елена Лепенкова. Как понять мотивацию сотрудника и использовать её на благо компании
Алексей Ким. Правила мотивации персонала: принцип двух морковок и не только
Анна Тищенко. Категорийный менеджмент как способ повысить эффективность бизнеса
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›