Борис Кац, «Гамма ТД». «Пульс отрасли — 2024»
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Главред «Сегмента» Роман Белопухов опрашивает участников канцелярского рынка об итогах 2024 года

Слово вводное главредское
Непросто, удивительно и в то же время почётно — жить на страницах будущих учебников истории. Нечего и говорить о том, что современная история войдёт в себя же, как бы тавтологично это ни звучало, как время больших перемен, тектонических сдвигов и сломов старых систем. А потому общаться, сверять часы с участниками событий, отслеживающими и рефлексирующими изменения в своей жизни, жизни окружающих и бизнесе — увлекательная работа: в данном случае быть хроникёром круто (а не участником, хотя…).
Считается, что человеческая психика не способна длительное время находиться в напряжении, а потому в какой-то момент — у каждого человека это индивидуально — ему начинает казаться, что он привыкает, и чувства притупляются. Не буду лезть в психологические дебри, тем более что я в этом деле профан. Однако в моменте начинает казаться, что происходящие вокруг события — норма, и ничего страшного в этом всём нет.
Отгремел 2022-й, отшептал 2023-й, подошёл к своему логическому и календарному концу 2024-й… Каким этот год был для моих коллег, что воодушевляющего и оптимистичного, или, напротив, пессимистичного, драматичного и критичного произошло в их жизни и жизни связанных с ними компаний, я решил узнать из первых уст.
С такими вопросами я обратился к Борису Марковичу Кацу, руководителю компании «Гамма ТД». Присоединяйтесь к чтению!

— Здравствуйте, Борис Маркович. Давайте сначала о бизнесе: каким 2024 год был для «Фирмы Гамма» с экономической точки зрения? Рост, падение в штуках, рост в деньгах, сбылись ли прогнозы прошлого года на этот.
— Скажем так: поскольку мы со всеми в одной лодке, 2024 год не был простым или сложным, удачным или нет — это был вызов по адаптации к меняющемуся мироустройству.
Стал более активным онлайн-канал, поменялись клиентская база, потребительские привычки, сырьевая база, пути финансовых и товарных потоков. Ко всему невозможно подготовиться, поэтому да, от проблем не уйти. Но в целом мы очень детально и аккуратно планируем, у нас сильная команда, поэтому можем оперативно подстроиться под новые вводные. В текущих условиях сохранять свои позиции — уже успех. Мы подготовились, занимаясь развитием различных сбытовых каналов, развивая собственное производство. Поэтому могу сказать, что мы довольны результатом.
С учётом динамики валютного рынка и нестабильности рубля считать финансовые результаты в деньгах бессмысленно, хотя многие топ-менеджеры в угоду собственной значимости показывают прирост в рублях.
Мы же считаем в штучном эквиваленте, и небольшой минус нас не пугает, поскольку мы были к этому готовы, как я уже сказал ранее, да и динамика по рынку не отличается от нашей.
— Для «Гаммы ТД» 2024 год был насыщенным. Ваша компания всё время в движении, в поиске. Что нового на предприятии с материальной точки зрения? Как продвигаются обновление и модернизация оборудования на комбинате в целом и что нового в новом корпусе?
— Год действительно был для нас насыщенным. Если говорить о новом оборудовании, то, конечно, самым значительным для нас был запуск новой тетрадной линии на фабрике «Светоч» и в целом расширение линейки бумажно-беловой продукции.
На сегодняшний день ассортимент включает более 1000 SKU разнообразной школьной, офисной продукции и товаров для творчества: предметные тетради, дневники, школьные тетради, общие тетради A4- и A5-формата, альбомы для рисования, бизнес-блокноты, скетчбуки, тетради на кольцах, а также блокноты A5-и A6-формата.
Мы гордимся нашим ассортиментом тетрадей с пластиковой обложкой и тетрадями в пластиковой папке. Неоновые цвета и юмор — для динамичных и креативных пользователей; более спокойные, классические цвета обложек и обложки с текстурой — для любителей классики. Несомненно, эта категория продукции для нас ключевая, и мы стремимся развивать её дальше. Уверен, что пластик станет новой классикой в категории бумбела.
В 2024 году значительно увеличен парк оборудования. В 2025-м мы ожидаем дальнейшего роста объёмов производства продукции бренда EXPERT COMPLETE.
Мы не останавливаемся с новыми патентными разработками, потому что считаем, что даже в таком классическом мире, как канцелярия и обучающая продукция для детей, можно найти пути для улучшения или новаторства. Поэтому «Растипласт» и «Тестолин» — наша гордость, а введённые нами «ледяные» цвета в пластике уже перенимают и другие производители из дружественных стран.
— Какие события происходили в жизни компании? Здесь я спрашиваю о публичных и социальных проектах. Как проходят ваши экскурсии на производство, какое впечатление они оказывают на гостей? Как прошло участие в выставочных проектах этого года: «Скрепке Экспо» и «Мире детства»? Быть может, я что-то упустил. Прошу, поделитесь.
— Мы, как и прежде, принимаем активное участие в отраслевых мероприятиях.
Выставочный сезон прошёл для нашей компании очень продуктивно. Мы успели провести переговоры со всеми действующими и потенциальными партнёрами. С нами уже хорошо знакомы, нам доверяют, мы со всеми партнёрами поддерживаем постоянную связь. Для нашей компании это положительный результат.
Мы регулярно организуем открытые экскурсии для клиентов и педагогов на наши производства: Переславский комбинат художественных товаров (ПКХТ) и Воскресенскую карандашную фабрику (ВКФ). Эмоции, которыми делятся участники после мероприятий, всегда положительные. В рамках экскурсий мы проводим слепые тестирования нашей продукции. Именно это даёт нам реальное понимание наших достоинств и, что немаловажно, недостатков, которые мы можем быстро устранить благодаря полученным отзывам.
Эффект от такого контакта с аудиторией виден уже сейчас: нашу продукцию включают в списки; и, пожалуй, самое главное, заметна положительная динамика продаж.
В конце года состоялась очень значимая для нас поездка с клиентами в Малайзию. В ней приняли участие победители в акции «Сезон с “Гамма ТД” — 2024». Среди участников были партнёры из разных городов России, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Это была первая зарубежная клиентская поездка, организованная компанией, и сейчас уже с уверенностью можно сказать, что она дала новый импульс к дальнейшей совместной работе.
— Борис Маркович, с какими проблемами сталкивалась «Фирма Гамма» в 2024 году и как их решала? Даже не так. Давайте увеличим градус накала. Главный вызов — 2024, главная проблема прошлого года — какая она?
— Их несколько.
Во-первых, если говорить конкретно о рынке товаров для детского творчества и образования, то это снижение рождаемости. Мы сейчас находимся в демографической яме, как следствие, происходит снижение покупательской активности, которая обычно подстёгивается рождением детей.
Во-вторых, на маркетплейсах росла доля контрафактной и некачественной продукции, происходил взрывообразный рост продажи контрабанды, товаров без сертификатов. В результате, не выдержав этой недобросовестной конкуренции, закрылось много точек продаж.
— Есть успешные кейсы-решения? Я не жду, что вы раскроете секреты, ведь они подчас способы выживания в эти времена, но если поделитесь тем, что можно, было бы круто.
— Мы видим, что с каждым годом усиливается акцент на развивающем и обучающем эффекте детской продукции, больше внимания уделяется её качеству и экологичности.
Именно эта тенденция вдохновляет нашу компанию.
Мы используем лучшее зарубежное и отечественное сырьё, первоклассные пигменты, производим экологичные массы для лепки и другие продукты, одновременно полезные и для образовательно-развивающих целей, и для игровой деятельности ребёнка. Такой комплекс делает нашу продукцию конкурентоспособной и привлекательной для целевой аудитории.
— Каким вы видите ближайшее будущее канцелярской отрасли, начиная с 2025 года?
Поясню контекст. Мы медленно, но верно сползаем в демографическую яму продолжительностью несколько лет. При этом ключевая ставка растёт: деньги становятся всё дороже, у домохозяйств снижаются доходы, они меняют модель поведения на сберегательную — переходят на продукцию сегментов эконом и суперэконом. Всё так же остро стоит вопрос дефицита персонала, причём на всех ступенях иерархии компаний, торговые центры посещают всё меньше людей: трафик офлайн-магазинов падает, покупки всё стремительнее переходят в онлайн. И всё это на фоне санкционного давления и нескончаемых проблем с логистикой, особенно из европейских стран.
Да, я понимаю, что может быть чрезмерно сгустил краски, что во всём этом, наверное, есть просветы. Пожалуйста, помогите их найти. Я не прошу советов читателям, но, может, своим примером покажете, что всё ещё будет хорошо. То есть спрашиваю, есть ли план в эти непростые времена? Поделитесь, как вы дальше планируете жить-поживать да добра наживать с точки зрения всех ваших ипостасей: производителя, оптового оператора и розничной сети.
— К сожалению, какого-то активного развития на рынке не ожидается. Но это не значит, что все будет плохо, нет. Зато конкуренция поднимется на новый качественный уровень.
Потому что борьба между брендами будет не только по ценам, но и по характеристикам продукции, её надёжности и безопасности.
Ожидаем продолжения роста маркетплейсов за счёт агрессивной экономии налогов как маркетплейсами, так и их поставщиками. Надеемся на законодательное регулирование этой ситуации. Ожидаем продолжения падения розничных продаж.
Что касается нашей компании, ожидаем продолжение активного роста наших производств, выпускающих товары для детского творчества под ТМ «Лео», товаров для художников ТМ VISTA-ARTISTA, качественных бумажно-беловых товаров ТМ «Светоч».
— Борис Маркович, а теперь довольно обширный и очень личный вопрос. Прошу, обернитесь и взгляните на уходящий 2024 год. Какие события, на ваш взгляд и лично для вас, были самыми запоминающимися? Причём я не спрашиваю исключительно о позитивном, мы же сверяем часы… Какое происшествие до сих пор вызывает у вас мечтательную улыбку и подъём настроения? А может, случилось нечто, что вас печалит или что буквально перевернуло жизнь с ног на голову? Конечно, из разряда того, о чём считаете возможным рассказать.
— Опять хотелось бы вернуться к поездке в Малайзию. Поездка с клиентами была для меня новым интересным и полезным опытом, когда привычные роли «продавец — покупатель» были смещены на живое человеческое общение. Я много езжу по работе и, конечно, отдыхаю с близкими. В Малайзии получилось соединить эти форматы с очевидной пользой для дальнейшей работы и приятными человеческими воспоминаниями.
— Самая приятная часть: пожелания коллегам, партнёрам, клиентам и читателям «Сегмента.ру» от лица компании «Гамма ТД» и себя лично в новом году. Прошу!
— Хочу пожелать удачи, интересных задач, отличных результатов и благополучия во всём!
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›