Moleskine растащат по кусочкам
Легендарный производитель блокнотов размещается на Миланской фондовой бирже. У бренда, возрожденного полтора десятилетия назад, дела идут превосходно. Компания рассчитывает получить от инвесторов в ходе первичного выпуска акций 300 млн евро.

Успехи последних лет позволили издательству начать первичное размещение акций на открытом рынке. По сведениям источников издания The Financial Times, близким к компании, переговоры об IPO начались в минувший понедельник. Они продлятся примерно четыре недели, в течение которых Moleskine постарается убедить инвесторов в собственной перспективности. Выход на биржу запланирован на конец марта — начало апреля.
Издательство рассчитывает привлечь в результате размещения ценных бумаг не менее 300 млн евро. Аналитики называют эту цифру весьма реалистичной: скорректированные финансовые показатели за прошлый год указывают на возможную оценку компании почти в 500 млн евро. Основной акционер Moleskine — компания Syntegra — планирует оставить солидный пакет себе, чтобы заработать на ожидаемом росте котировок.
Разрешение провести IPO компания получила от Миланской биржи в прошлом году. Однако перед парламентскими выборами в Италии фондовый рынок просел на 4,5% из-за опасений по поводу политической неопределенности. В результате несколько первичных размещений были отложены. Теперь компании, готовые к IPO (а в их числе — и Moleskine), должны доказать инвесторам, что спрос на их продукцию будет устойчиво расти, несмотря на возможное давление извне.
Moleskine — это не простой бренд с историей
Это икона стиля, признак утонченного вкуса, показатель принадлежности к креативному классу и своего рода религия. Moleskine среди канцелярских товаров — как Apple среди гаджетов. Писать что-либо в обычном блокноте — это одно дело, а писать то же самое в молескине — совсем другое. Обладание строгой записной книжкой в черном переплете с тканевой закладкой ляссе и эластичной лентой, обхватывающей обложку, повышает значимость человека в собственных глазах и в глазах окружающих.
Более того: «молескинизм» сегодня является особой субкультурой. Сообщества почитателей легендарных записных книжек разбросаны по всему свету, в основном они состоят из творческих личностей, и они делятся друг с другом в Интернете идеями, на которые их вдохновили молескины. Предложенные пользователями дизайнерские находки часто ложатся в основу новых коллекций блокнотов.
Записные книжки, похожие на современные молескины, были популярны во Франции и других странах Европы еще в XIX веке. Они не имели собственного названия, а выпускала их небольшая семейная фабрика в городе Туре. Сохранились свидетельства, что блокнотами этого производителя пользовались такие выдающиеся личности в мире авангардного искусства, как Жан-Поль Сартр, Гийом Аполлинер, Эрнест Хемингуэй, Оскар Уайльд, Гертруда Стайн, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Винсент ван Гог и многие другие. Секрет успеха именно этих записных книжек заключался в их, как бы сказали сегодня, эргономичности. Небольшой формат, твердый переплет, разлинованные страницы и закладка идеально подходили для создания эскизов и литературных набросков на свежем воздухе или за столиком кафе.
Особым почитателем и популяризатором «протомолескинов» был английский писатель Брюс Чатвин. Именно он дал название этим записным книжкам. В одном из своих произведений Чатвин оставил подробное описание того, каким должен быть настоящий молескин. В 1986 году предприятие-мануфактура, выпускавшее классические блокноты, закрылось в связи со смертью его владельца. Однако спустя 11 лет группа итальянских художников основала в Милане небольшую издательскую компанию Modo & Modo и зарегистрировала торговую марку Moleskine, возродив производство записных книжек по оставленным Чатвином описаниям.
В 2006 году стартап вместе с брендом был куплен компанией Syntegra (бывшая Capital Europe), и уже через год издательство переименовали в Moleskine. С тех пор началось его восхождение к вершинам успеха. Компания значительно расширила ассортимент: в дополнение к классическим молескинам были представлены блокноты с разноцветными обложками и разного формата — всего несколько десятков вариаций. Широкое распространение получили тематические блокноты: с нотным станом для музыкантов, с раскадровкой для режиссеров и сценаристов, со специальными блоками для записи рецептов. Вниманию публики представлены молескины, выполненные в духе разных городов мира, а также оформленные в стилистике Хоббита, Микки-Мауса или Маленького Принца.
В прошлом году Moleskine замахнулся на невозможное: компания решила интегрировать свои записные книжки с цифровыми технологиями. Началось с того, что для планшетных компьютеров были выпущены чехлы, имитирующие обложки классических молескинов. Далее - Moleskine в сотрудничестве с облачным сервисом хранения информации Evernote разработал записные книжки со специальными страницами и наклейками, информацию с которых при помощи смартфона можно передавать в «облако». Наконец, пользователи получили возможность загружать свои фотографии на специальный сервер и печатать фотокниги в молескиновом стиле. Совместив несовместимое, Moleskine выставил на посмешище скептиков, заявляющих, что в XXI веке бумажные блокноты никому не нужны.
Достаточно высокая цена на продукцию Moleskine (от 10 евро за блокнот) создает дополнительный ореол элитарности, что делает эти записные книжки еще более желанными. В 2012 году продажи компании выросли на 17% — в основном за счет увеличившегося спроса в Азии и США. Хорошо поставленная сеть ритейла и онлайн-продажи дают основания рассчитывать на дальнейший рост и на интерес со стороны инвесторов, а значит — и на долгую счастливую жизнь.
Антон Меснянко
Комментарии (0)
Правила ›