Формируем антикризисную стратегию, чтобы спасти малый бизнес
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
За пять шагов

Не эмоциональные решения, а чёткая бизнес-стратегия поможет предпринимателям сохранить своё дело в кризисные времена, сделать его неубыточным и эффективно оптимизировать издержки.
О пяти шагах для формирования таковой изданию rb.ru рассказал руководитель портфеля продуктов для малого бизнеса «МТС Твой бизнес» Алексей Самило. Рекомендуем взять его советы на заметку.
• Первый шаг
Действие
Опираясь на психологию ваших клиентов, определите, как ситуация повлияет на их поведение.
Пример
От товаров и сервисов для условного среднего класса (кофе с собой, такси и т. д.) люди, скорее всего, будут стремиться отказаться с целью сократить расходы в период неопределённости.
Совет
Чтобы понять, насколько стабильным будет спрос на вашу продукцию или услуги, ответьте развёрнуто на следующие вопросы:
-
Как на ваших клиентах отразится кризис?
-
Какие события влияют на них больше всего?
-
Чем они угрожают вашей целевой аудитории?
-
Какие потребности клиентов закрывают ваши продукты или услуги?
-
Насколько весомой будет экономия в случае отказа?
-
Насколько болезненным будет отказ?
-
На что в жизни клиентов он повлияет?
• Второй шаг
Действие
Спланируйте снижение переменных издержек. Лучше сконцентрироваться именно на них, так как способов повлиять здесь много и они менее болезненные.
Пример
В случае кофейни к постоянным издержкам можно отнести аренду, персонал со стопроцентным окладом и иные траты, не имеющие отношения к количеству проданных порций кофе. Переменные же относятся к ним напрямую — кофейные зёрна, стаканчики, персонал, выходящий на работу только при наплыве посетителей и др.
Совет
Ниже — три идеи того, что можно оптимизировать:
-
производство продукции, которая уходит в списание чаще всего (допустим, скоропортящаяся выпечка),
-
производство дорогостоящих «эксклюзивных» товарных позиций (авторский кофе, приготовленный из специальных ингредиентов),
-
активности, которые не влияют на продажи напрямую (имиджевые рекламные инструменты с низкой эффективностью).
• Третий шаг
Действие
Приоритизируйте ассортимент по рентабельности продаж.
Формула
рентабельность продаж = маржинальная прибыль с продаж (сколько из выручки остаётся после вычета переменных издержек) ÷ выручка с продаж (вся сумма денег, получаемых от продажи) ∙ 100 %
Советы
- Просчитайте все позиции ассортимента и сфокусируйтесь на верхних 20 % по рентабельности, нижние 20-50 % можно вывести из ассортимента, а оставшуюся середину — оптимизировать.
- При формировании бизнес-стратегии обращайте внимание именно на объём маржинальной прибыли с продаж, а не на выручку как таковую.
• Четвёртый шаг
Действие
Определите так называемый безопасный интервал — на сколько дней хватит ресурсов бизнеса для полноценного функционирования в условиях полного отсутствия доходов.
Формула
безопасный интервал = (запас денег + дебиторская задолженность) ÷ дневные денежные расходы
Пример № 1
Предположим, у компании есть 300 тыс. рублей, контрагенты должны вернуть (и точно это сделают!) ещё 100 тыс., дневные денежные расходы составляют 10 тыс. рублей => ликвидных активов хватит на 40 дней.
Совет
Далее показатель можно скорректировать на маржинальную прибыль в размере трети от «нормальной» и определить, какой период предприятие проработает при таком уровне доходов. Хороший сценарий, если оно сможет быть «в нуле».
Пример № 2
Чтобы скорректировать показатель, определите маржинальную прибыль от дневной выручки:
-
дневная выручка = 20 тыс. рублей
-
из них маржинальная прибыль = 10 тыс. рублей
-
потребность бизнеса в расходах за день = 10 тыс. рублей
-
=> бизнес находится «в нуле»
Что получится выяснить
-
Какой горизонт точки безубыточности нужно начать учитывать вместо привычного месяца (возможно, потребуется расчёт точки безубыточности каждую неделю, а то и день).
-
На какой сценарий развития бизнеса полагаться. Если ликвидных активов (денег, запасов) хватит на месяц, продумываем вариант полной заморозки. Если на полгода — используем модель работы «в ноль» или «в небольшой плюс», пережидая кризис. Если на год и более — рассматриваем варианты экспансии и дополнительных инвестиций, кооперации с игроками, у которых дела идут хуже.
• Пятый шаг
Действие
Поищите внешние источники поддержки.
Примеры
-
Работа с кредитными каникулами. Но при таком раскладе стоит подстраховаться и сохранить позитивный денежный поток, чтобы после окончания каникул суметь покрыть возобновившиеся платежи.
-
Получение субсидий и льгот от государства. Это могут быть как федеральные, так и региональные меры поддержки: следите за новостями и разбирайтесь в нюансах.
* * *
Сам себе антикризисный менеджер — это не так-то сложно! Структурируйте информацию, составив таблицы в Excel с данными по ассортименту, рентабельности продаж и маржинальной прибыли. Это поможет не только понять, что делать в текущей ситуации, но и оперативно реагировать на новые изменения. Удачи вашему бизнесу в эти непростые времена!
Материал подготовлен на основе публикации rb.ru
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›