ФК "Зенит" - пример успешного бренда на российском рынке спортивного лицензирования
Коснувшись темы мировой практики спортивного лицензирования, "Вестник лицензионного рынка" провел мониторинг этого сегмента рынка в России. Издание искало популярный спортивный бренд, который ориентирован не только на узкую аудиторию болельщиков и имеет продуманную стратегию лицензирования. ФК «Зенит», являясь самым дорогим российским спортивным брендом СНГ, согласно рейтингу Brand Finance, стал одним из лидеров этого отбора. Подробнее об истории и предпосылках успеха лицензии в России читайте в новом материале "Вестника".

История ФК «Зенит» насчитывает почти 90 лет. Успешный спортивный бренд вырос из коллектива физкультуры Ленинградского металлического завода, проводившего соревнования между своими командами. Сегодня «Зенит» - неотъемлемая часть жизни петербуржцев. Клуб не только развивается сам, но и мотивирует на новые свершения свою аудиторию. Подспорьем в этом вопросе служит корпорация «Газпром», как гарантия финансовой стабильности клуба.
ФК «Зенит» по праву может называться социально-ответственным брендом. Среди его инициатив сотрудничество с благотворительным фондом AdVita и кампания «Россия без расизма». Ценности клуба формируют стремления «вдохновлять» и «оставаться сдержанным». Возможно, именно они так притягательны для творческих людей, ведь среди известных болельщиков за питерскую команду Михаил Боярский, Иван Ургант и Анастасия Волочкова. Сегодня «Зенит» - это единственная команда, которой удалось собрать все высшие футбольные трофеи России: титул Чемпиона России, Кубок России по футболу, Суперкубок и Кубок Премьер-Лиги. В списке побед: чемпионат России (2007, 2010, 2011/2012), Кубок России по футболу (1998/99, 2009/10), Суперкубок (2008, 2011) и Кубок Премьер-Лиги. Клуб - обладатель Кубка УЕФА (2007/08), Суперкубок УЕФА достался команде в матче с «Манчестер Юнайтед». Команда тренера Дика Адвокаата стала первой российской командой, выигравшей этот трофей.
В 2011 году компания Nielsen провела исследование, посвящённое изучению уровня известности и отношения к футбольному клубу «Зенит». «Самым важным в результатах исследования стало подтверждение данных о том, что «Зенит» - самый популярный клуб в стране, - прокомментировал Дмитрий Манкин, коммерческий директор ФК «Зенит». - У нас 12,6 миллионов болельщиков и 80% из них живут за пределами Санкт-Петербурга. Это говорит о колоссальном коммерческом потенциале клуба в регионах, который мы непременно будем использовать».

Команда под руководством итальянского тренера Лучано Спаллетти привлекает к своей игре всё больше зрителей по всей стране. Ведь футбол – это, прежде всего, зрелище, которое всегда находит эмоциональный отклик у болельщиков. Он дарит ощущение причастности к поединку, дух свободы, чувство гордости за команду. В случае победы любимой команды, болельщик испытывает гордость и за себя. Обнаруживая и утверждая в себе набор лидерских качеств, он приобретает те товары, которые формируют выбранный стиль жизни.
В 2009 году было запущено детское движение «Зенит-Фан» и сайт для юных болельщиков. Согласно исследованиям Nielsen, среди детей от 7 до 17 лет, болеющих за «Зенит» 77% желают иметь спортивные товары с символикой клуба; 68%- предметы одежды, обувь:

При этом треть из опрошенных московских детей хотели бы приобрести спортивные товары, одежду и канцелярские товары с символикой «Зенит». Примечателен факт, что дети в возрасте от 7 до 11 лет больше заинтересованы в продукции с символикой, чем в возрасте от 12 до 17 лет.
Ощущение принадлежности к спорту не является первостепенным мотивом для молодой аудитории, - детям нравится стиль, дизайн «Зенита». Для них лицензионная продукция – это способ привлечь внимание и заявить о своём стиле (53% респондентов заявили, что иметь вещи с символикой ФК «Зенит» стильно).


Руководство «Зенита» чётко фокусируется на качестве выпускаемой под брендом клуба продукции. Для взаимодействия с лицензиатами в клубе создан специальный лицензионный отдел. Тесное сотрудничество с производителями, различные виды поддержки лицензиатов помогают бренду развиваться ещё активнее.
ФК «Зенит» - это бренд, который активно коммуницирует со своей аудиторией. Например, суммарная аудитория в социальных сетях ФК Зенит в скором времени должна перевалить за 1 млн. человек. Число подписчиков официальной страницы в «ВКонтакте» приближается к 143 650 участникам. На ней ежедневно публикуются интересные факты, новости, фотографии, опросы, периодически проходят конкурсы. Чтобы побеждать в них, необязательно быть знатоком футбола, но без интереса к «Зениту» не обойтись.
Оценивая перспективы бренда, отметим, что «Зенит» занял 41-ю строчку в майском рейтинге самых дорогих футбольных брендов, по мнению консалтингового агентства Brand Finance. Этот показатель комментирует Дмитрий Манкин: «Во-первых, хотелось бы отметить тот факт, что впервые в данный рейтинг попал футбольный клуб из СНГ (и России), что, несомненно, говорит об огромном прогрессе нашего чемпионата в целом и нашего клуба в частности. Во-вторых, нет сомнений, что в дальнейшем, ввиду дальнейших спортивных и маркетинговых успехов клуба, наши позиции в данном рейтинге будут только улучшаться, а нашими соседями по рейтингу станут и другие клубы Чемпионата России по футболу».
Высокому результату в рейтинге способствовали стабильные спортивные успехи и удачная маркетинговая поддержка клуба. Они же позволяют бренду расширять спектр партнёрских отношений, в котором лицензирование занимает ключевые позиции. Взаимодействие бренда со своей аудиторией, оригинальные категории лицензирования, строгий контроль качества товаров помогают ФК «Зенит» формировать культуру эффективного спортивного брендинга.
Читайте также:
Дмитрий Манкин (ФК «Зенит»): «Мы очень заинтересованы в работе с лицензиатами»
Комментарии (0)
Правила ›