Рынок товаров повседневного спроса восстановился
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Итоги 2023-го по версии NielsenIQ

Прошлогодний рынок товаров повседневного спроса (FMCG) восстановился после предшествующего снижения.
Ретейл-аудит компании NielsenIQ включает наиболее полные измерения продаж как в современной (супермаркеты, минимаркеты, дискаунтеры, гипермаркеты и так далее), так и в традиционной рознице (рынки, павильоны, киоски). Аналитики учитывали данные в городах с населением более 10 тыс. человек. Выяснилось, что в 2023 году спрос на товары FMCG восстановился после прошлогоднего снижения.
Восстановление индустрии FMCG происходит в первую очередь за счёт роста покупательского спроса, что особенно заметно на примере опережающих темпов потребления в регионах страны. Среди других факторов — расширение ассортимента практически во всех товарных группах, усиление отечественных игроков и запуск новинок.
Офлайн-рынок
В 2023 году рынок FMCG вырос на 7,2 % в денежном выражении по сравнению с 2022 годом. Если разложить этот результат на составляющие, то 1,2 % роста обеспечено реальным спросом, а 6 % — инфляцией. Такое распределение можно считать хорошим результатом, поскольку в 2022 году снижение реального спроса вносило отрицательный вклад в динамику, а вклад инфляции был втрое выше текущих значений.
В натуральном выражении рынок FMCG восстановился после прошлогоднего падения: рост продаж в упаковках составил +3,2 % против -2,6 % годом ранее. Основной вклад в восстановление внесла группа продовольствия, в то время как натуральные продажи непродовольственных и табачных изделий продолжают замедляться: -4,8 % и -1,9 % соответственно.
С точки зрения каналов продаж самым быстрорастущим офлайн-форматом стали хард-дискаунтеры. По итогам 2023 года их динамика составила +21 % в денежном и +17 % в натуральном выражении, уступив по темпам роста только онлайн-магазинам.
Восстановление рынка происходит в первую очередь за счёт увеличения покупательского спроса, что особенно заметно в региональной рознице. Ещё одна важная причина ускоренного восстановления рынка — расширение ассортимента, заметное в большом количестве категорий FMCG. По итогам 2023 года ассортимент стабилизировался даже в тех группах, где в 2022 году наблюдалось самое значительное сужение: непродовольственный сегмент, товары для детей, где в прошлом году полка сократилась на 16,2 % и 8 % соответственно.
Ключевые драйверы рынка в 2023-м:
- энергетические и спортивные напитки;
- мясо;
- колбасные изделия;
- бренди;
- виски.
Онлайн-рынок
Несмотря на замедление темпов продаж по сравнению с прошлым годом, онлайн-рынок продолжает устанавливать рекорды. По итогам 2023 он вырос на 37,4 % в денежном выражении, и весь его рост был обеспечен реальным спросом на фоне небольшой дефляции в -3,9 %.
При этом к концу года доля онлайн-продаж достигла почти 9 %, что стало новым рекордом для индустрии. Благодаря этим факторам интернет-торговля обеспечила пятую часть от роста всего омниканального рынка. Речь идёт о суммарных продажах товаров повседневного спроса в каналах современной торговли и в интернет-магазинах и маркетплейсах.
Как и в офлайн-магазинах, в онлайн-сегменте такое усиление во многом происходит за счёт резкого увеличения покупательской активности в регионах, где темпы интернет-продаж вдвое превышают уровень Центрального ФО. Усиление значимости онлайна отражается и на отдельных группах товаров: по итогам 2023 года все категории FMCG показатели двузначный прирост продаж как в денежном, так и в натуральном выражении.
На этом фоне в отдельных категориях FMCG продолжает увеличиваться и доля онлайн-канала в структуре продаж. Особенное значение это приобретает для непродовольственных товаров. По итогам 2023 года сразу семь из десяти индустрий с наибольшей долей онлайн-продаж представлены именно этой группой категорий.
Перечень этих индустрий:
- уход за детьми;
- уход за волосами;
- уход за полостью рта;
- уход за телом;
- средства для бритья;
- средства для стирки;
- средства для уборки дома.
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›