Как регулировать работу маркетплейсов: мнения государства, бизнеса и экспертов разделились
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Первое публичное обсуждение законопроекта «О платформенной экономике»

Ассоциация цифровых платформ (объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс», Avito и «СберМаркет») организовала первое публичное обсуждение законопроекта «О платформенной экономике», которое прошло накануне в формате круглого стола. Встреча выявила полярные взгляды на цифровые платформы у регулятора торговли, бизнеса и делового сообщества, пишет «Коммерсантъ».
Напомним, законопроект «О платформенной экономике», опубликованный Минэкономики на прошлой неделе, призван ввести цифровые платформы как новый вид экономического агента в правовое поле, прописать для них правила игры, распределить ответственность, а также отрегулировать вопросы занятости, отделив сотрудников платформ (которым нужны трудовые гарантии) от партнёров, несущих предпринимательские риски.
Полярные позиции
Мнения участников круглого стола разделились. Эксперты считают, что основная задача законопроекта — сбалансировать в работе новых экономических агентов интересы рынка и государства, внушительную часть вопросов оставив на саморегулирование. Минпромторг же делает акцент на «кадровой составляющей» вопроса: доставка товаров с платформ оттянула из других секторов экономики 1,5 млн работников, а кадровый дефицит ухудшает экономическое положение рентабельных отраслей. Как подчеркнул первый замглавы Минэкономики Максим Колесников, «те вещи, которые мы постарались сейчас в законе сделать, должны были быть сделаны ещё вчера». В связи с быстро меняющейся ситуацией в дальнейшем документ можно будет доработать.
Ставка на саморегулирование
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, принявший участие в круглом столе, назвал шесть направлений регулирования платформенной экономики:
- качество продукции,
- контроль динамического ценообразования,
- конфиденциальность информации,
- налоговое обеление,
- платформенная занятость,
- модерация контента.
Практически все они могут регулироваться в первую очередь через саморегулирование и в каких-то случаях — через опережающее регулирование.
Поиск баланса подходов
Глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов отметил необходимость поиска баланса за счёт синтеза регуляторных, контрольных механизмов, а также механизмов добросовестного саморегулирования. Это позволит решать проблемы эффективнее и быстрее.
Так, саморегулирование может применяться к налоговой дисциплине и операторов цифровых платформ, и контрагентов. Фактически, так и происходит: как сообщают РИА «Новости», в следующем году крупнейшие маркетплейсы будут участвовать в эксперименте ФНС по оперативному обмену информацией, чтобы выявлять и предотвращать дробление бизнеса.
Судя по тому, как давно ведутся дискуссии о статусе и регулировании работы платформ электронной торговли, принятие законопроекта будет долгим и мучительным. А последующее внесение правок рискует растянуться на годы. Здесь как с методом слона в тайм-менеджменте: если хочешь справиться с огромным делом, начни делить его на маленькие кусочки и постепенно выполняй. Начало положено.
Материалы по теме
Контроль товаров на маркетплейсах усилят
Wildberries и Russ вместе с Роскачеством разработали руководство для безопасного онлайн-шопинга
Налоговая и маркетплейсы объединяют усилия по контролю за рисками продавцов
Большинство россиян не совершают важные покупки на маркетплейсах
Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›