Как работодатели реагируют на «тихое увольнение»

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Выдавливание не выход

Как это бывает и что можно сделать по-другому.

Пандемия, экономическая и политическая нестабильность, массовые сокращения и эмоциональное выгорание подталкивают работников к так называемому «тихому увольнению». Они начинают выполнять только минимальные обязанности в пределах должностных инструкций. Работодатели отвечают на «тихое увольнение» «тихим выдавливанием».

Есть ли способы лучше и что вообще происходит в таких ситуациях рассказала карьерный консультант Ольга Полднер.

Откуда берутся «недоработники»

Тренд quiet quitting стал активно проявляться на западном рынке труда в последние три года, став реакцией на кризисы. Термин можно перевести как «тихое увольнение». В прошлом схожий формат называли «итальянской забастовкой». По сути, такой сотрудник не увольняется, а тихо выполняет свои рабочие обязанности в минимальном объёме.

Проблемой для работодателя это становится, когда такие «протесты» устраивают не отдельные сотрудники, а значительная часть персонала. Потому что формально увольнять таких людей не за что.

По данным Института Гэллапа за 2022 год, только 21 % работников из разных сфер можно было отнести к категории вовлечённых. Ещё несколько лет назад, по результатам тех же опросов Гэллапа, этот показатель достигал 30 %. Такая динамика, по мнению экспертов, актуальна для всех стран.

Что снижает энтузиазм

Состояние «тихого увольнения» — это реакция на ряд факторов, которые перечислила эксперт.

Вероятность, что уволят вдруг

Сейчас даже самый крупный и успешный проект может перестать быть стабильным местом работы из-за внешних факторов, которые не зависят от эффективности отдельного труженика. Соответственно, у персонала становится меньше мотивации тратить силы в условиях, когда нет уверенности, что эта работа надолго.

Профессиональное выгорание

Хронический стресс приводит к истощению энергии и потере интереса. То есть работа больше не радует, а любые задачи вызывают чувства апатии и раздражения. По данным опросов Института Гэллапа, с выгоранием сталкиваются 76 % работников.

Психология сотрудников и руководителей

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать, воспринимать и контролировать свои и чужие эмоции, улавливать настроения коллег и уживаться в коллективе. Но никакие корпоративные тренинги эмоционального интеллекта не могли полностью подготовить людей к вызовам последних кризисных лет. Например, проблемам, связанным с удалёнкой.

Как реагируют работодатели

Есть несколько типичных сценариев поведения компаний, если сотрудники не так вовлечены и старательны, как в докризисные времена.

Нулевой сценарий: ни плохо, ни хорошо

Руководство компании мирится с тем, что специалист выполняет минимум своих обязанностей и просто ограничивает его возможности карьерного роста и дополнительной мотивации.

Увольнять не увольняя

Компания выявляет сотрудника в состоянии «тихого увольнения» и со своей стороны начинает его «тихо увольнять» — постепенно мягко, но настойчиво выдавливает его из команды. Цель — не доводить до процедуры сокращения и выплаты компенсации.

Примеры выдавливания:
  • невыплата бонусов и премий, хотя их выплачивают коллегам; 
  • прекращение оплаты внешнего обучения;
  • создание токсичной обстановки, когда при постоянном контроле любые результаты человека обесцениваются или игнорируются.

Увольнение «тихо протестующего»

Не все руководители готовы мириться с низкоэффективным сотрудником, поэтому увольняют его, заменяя более полезным кандидатом внутри компании или с внешнего рынка труда.

Методы увольнения:
  • сокращение штатной единицы с положенной компенсацией по Трудовому кодексу; 
  • контроль выполнения сотрудником его должностных обязанностей или нормативных актов, поиск проступков как причин для увольнения, например, увольнение за прогул; 
  • увольнение по соглашению сторон с выплатой компенсации или без.

Поиск мотивации

Такой путь компании выбирают для особенно ценных сотрудников, которые раньше показывали заметные и сильные результаты. Их хотят удержать и помочь вернуться к прежней эффективности.

Привычные инструменты удержания

Традиционные подходы могут не сработать — новые времена требуют новых идей и методов или хотя бы переосмысления старых.

Эффективными давно считаются:
  • полис ДМС для работника и его семьи;
  • корпоративный автомобиль;
  • компенсация мобильной связи;
  • дополнительные возможности по обучению, фитнесу и так далее;
  • корпоративные мероприятия.

Они всё ещё востребованы, но в дополнение или на замену им приходит то, что лучше мотивирует и отвечает духу времени.

Современные способы мотивировать

  • Консультации корпоративных и внешних экспертов и психологов для борьбы с профессиональным выгоранием и стрессом. 
  • Программы, направленные на создание чувства психологической безопасности и укрепление ментального здоровья сотрудников.
  • Обучение для прокачки уровня эмоционального интеллекта или по работе с командой в условиях стресса, антикризисный менеджмент. 
  • Корпоративное обучение новым технологиям: работе с данными и нейросетями. 
  • Практика корпоративной социальной ответственности: предоставление отсрочки, брони от мобилизации, помощь семьям мобилизованных сотрудников. 
  • Гибридный график работы: часть рабочего времени сотрудник может работать удалённо, а часть — в офисе.
  • Отказ от требования, чтобы сотрудники были на связи в корпоративных чатах 24/7, включая выходные.

Тихий наём вместо сокращений

Quiet hiring, или «тихий наём», — это когда компания закрывает свои вакансии и проекты внутренними талантливыми сотрудниками.

«Тихий наём» считается новым трендом, однако во многих компаниях в России уже давно существуют программы кадрового резерва.

Именно кризис — идеальное время, чтобы максимально использовать пул своих талантов. В условиях резкого оттока персонала многие позиции взамен ушедших сотрудников закрыли внутренними кандидатами.

Источник: www.forbes.ru Фото: pixabay.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.