Интерес кинопродюсеров к книжным новинкам медленно, но растёт
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Книжный рынок на стыке с кино

Но экранизации далеко не всегда влияют на интерес читателей к произведению.
Кинокомпании всё активнее следят за книжными новинками. Так, у «Редакции Елены Шубиной» (РЕШ, импринт АСТ, входит в издательскую группу «Эксмо-АСТ») есть прямые контакты с кинокомпаниями, рассказала «Ведомостям» руководитель РЕШ Елена Шубина.
Я так понимаю, кинопродюсеры чувствуют нехватку хороших историй, поэтому и «пошли в народ», то есть к издателям. Но кино — дело сложное и дорогое, далеко не всегда книга, на которую положил глаз режиссёр, превращается в фильм.
Как отметила эксперт, если фильм или сериал всё-таки выходит, РЕШ в дополнение к «родной» выпускает книгу в кинообложке, и иногда это привлекает новое внимание к книге, подстёгивая продажи.
В частности, именно сериал «Эпидемия» 2019 года превратил роман «Вонгозеро» Яны Вагнер в бестселлер. Впервые книга вышла в «Эксмо» в 2011 году. Вышло два издания по 2000 экземпляров каждое. Осенью 2019 года одновременно с релизом сериала на видеосервисе Premier «Вонгозеро» было переиздано в «Редакции Елены Шубиной» с постером на обложке в количестве 5000 экземпляров. Позднее книга вышла ещё с двумя вариантами оформления. И их совокупный тираж после выхода сериала составил уже 41 тыс. экземпляров. Общий тираж книги на сегодня — 50 тыс.
Иногда фильм никак не влияет на интерес читателей. Закономерность очень простая: значит, экранизация «не пошла», не стала популярной.
Как показывает опыт РЕШ, прямая корреляция между успехом экранизации и продажами книги есть далеко не всегда. Так, мелодрама Ангелины Никоновой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» 2020 года участвовала в конкурсе «Кинотавра», но осталась без призов и вызвала дискуссию в прессе. В прокате фильм событием не стал: согласно ЕАИС, его касса — 16,6 млн ₽. Однако помог увеличить продажи одноименной книги Карины Добротворской почти в 2,5 раза.
У двух бестселлеров из самых продаваемых книг РЕШ есть экранизации — это романы «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной с 679 тыс. экз. и «Обитель» Захара Прилепина с 235 тыс. экз. Оба сериала вышли в эфире телеканала «Россия-1» в 2020 году.
По оценке исследования Publishers Association и Frontier Economics, в 2018 году 53 % мирового бокс-офиса пришлись на экранизации. Совладелец продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов в интервью «Ведомостям» в 2021 году оценил долю экранизаций в России всего в 2–5 % от общего числа всех фильмов.
Скаут и продюсер «Среды» Татьяна Иванова назвала три ключевых фактора, которые обусловили низкое число экранизаций. Во-первых, отсутствие тесной коммуникации между издателями и киноиндустрией. Во-вторых, малое количество пригодных к экранизации книг. Так, жанровая литература в России, по её словам, традиционно считается литературой второго сорта, а в серьёзной литературе много рефлексии и мало действия. И третья причина — плохой маркетинг между издателями и киноиндустрией.
По мнению Татьяны Ивановой, сейчас ситуация медленно, но меняется — контентный голод заставляет издателей и продюсеров объединить усилия.
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Товарные обзоры
Все обзоры ›Обзор перьевой ручки Maiora Ultra Ogiva Ti 22 Teti (Limited Edition)
Видеогалерея
Все альбомы ›ErichKrause на выставке «Мир детства — 2024»
Комментарии (0)
Правила ›